Connect with us

behaviorismication

Души спасут интернет

Published

on

Web 3.0 manifest

В начале мая 2022 года была опубликована статья «Децентрализованное общество: в поиске души Web3». Её написали ведущий исследователь Microsoft Research New England Глен Вейл, советница по стратегии компании FlashBots Пуджа Олхавер и сооснователь Ethereum Foundation Виталик Бутерин. Русский перевод лежит здесь.

Итак, основные положения=

Зачем вообще web 3.0:

Убрать зависимость от централизованных структур! В самом начале идет пояснение, что именно не так с Web3 сейчас. «Web3 изменил мир и менее чем за десять лет создал рабочую финансовую систему с беспрецедентной гибкостью и креативностью», — признают авторы. Но сейчас его участники слишком зациклены на передаче «финансиализированных» активов и слишком мало заботятся о таких гуманитарных вещах, как репутация или доверие, без которых невозможно дальнейшее развитие системы.

По сути мы полагаемся на кошельки и финансовые биржи, которые по своей природе не сильно отличаются от стандартных финансовых структур. + существующая экосистема «децентрализованных финансов» (DeFi) плохо сочетается с реальной экономикой и не способна обеспечить даже такие простые запросы, как кредитование или аренда квартир. 

В Web3.0 не хватает души, заявляют авторы манифеста , и душа здесь — не метафора. «Душа» — точнее, множество «душ», соединенных собой бесчисленным количеством связей, должны стать даже не основой, а самой сутью Web3.0, который, в свою очередь, может стать фундаментом еще более сложной структуры под названием «децентрализованное общество» (decentralized society, DeSoc). «Web3.0 хочет изменить общество в целом, а не только финансовую систему», — заявляют авторы.

Соулбаунды:

Новая сущность, «соулбаунды» — это вид невзаимозаменяемых токенов (NFT), которые знакомы многим по новостям об их перепродаже. Ключевое отличие — «соулбаунды» не предназначены для продажи.

Бутерин писал о них еще в январе. «Соулбаунды» — термин из его любимой игры World of Warcraft. В ней так называются уникальные персональные предметы, которые нельзя передать другим игрокам или продать на аукционе, можно только использовать в игре. В WOF соулбаунды выдаются после командной победы над сильным противником. Именно эту механику командной работы Виталий считает очень важной.

Идея NFT включает в себя свойства «редких» или «эпических» предметов из MMORPG, замечает Бутерин: «Они имеют социальную сигнальную ценность — люди, у которых они есть, могут ими хвастаться». Но сейчас преобладает финансовый интерес: люди увлечены NFT, потому что хотят стать богатыми и демонстрировать свое богатство. Но что если убрать возможность покупать и продавать NFT? По логике сегодняшнего рынка обладание токенами потеряет большую часть смысла, но по логике Бутерина и соавторов — обретет множество новых смыслов.

Анатомия души:

«Душа» — это учетная запись или криптокошелек, содержащий прикреплённые к нему невзаимозаменяемые «соулбаунд-токены» (soulbonds tokens или SBT). Каждый из них привязан к какой-то жизненной ситуации. Предполагается, что человек будет копить эти токены всю жизнь. Каждый из них подтверждает какой-то опыт, навык, достижение, социальную связь и так далее. Это действительно напоминает эзотерические концепции души как вместилища всех хороших и дурных поступков человека или накопленной им кармы. 

Концепция допускает, что выпускать SBT может и сам человек, но тогда они будут иметь не больше значения, чем запись в личном блоге или строчка в резюме. Гораздо более ценными станут токены, эмитированные другими «душами» — людьми или организациями. Например, это может быть токен университета, подтверждающий выдачу диплома, или токен МВД, привязанный к паспорту или водительским правам. Компании и организации смогут подтверждать токенами стаж человека и одновременно служить рекомендательными письмами. Созданные человеком произведения искусства или тексты тоже могут подтверждаться токенами — как и теоретически бесконечное количество других событий из жизни.

Каждый выпущенный SBT должен быть защищен инструментами криптографии и при необходимости может быть отозван эмитентом (например, в случае ошибки или мошенничества). По умолчанию токены будут видны всем, но авторы концепции хотят, чтобы люди могли регулировать уровни приватности и сами решали, какие токены будут общедоступными, а какие — видны определенным «душам» (примерно как записи в современных социальных сетях).

Совокупность, «созвездие» всех SBT в учетной записи будет составлять цифровую «душу» человека и формировать его идентичность. Эти идеи отсылают к концепции социолога Георга Зиммеля, по которой индивидуальность возникает на пересечении социальных групп так же, как социальные группы возникают на пересечении личностей (в теории тут можно вспомнить и Карла Маркса, определявшего человека как совокупность общественных отношений).

Авторы допускают, что какие-то «связанные душой» токены все же могут передаваться другим «душам», а у человека не обязательно может быть только одна, юридически подтвержденная «душа». Это звучит довольно неожиданно и даже слегка разочаровывает, заставляя не углубляясь, уже начать напрягаться по поводу несовершенства концепции. Но тут же авторы оговариваются, что пока скорее задают вопросы, чем дают ответы на них, а вся статья — это ещё «наброски, требующие обширного анализа». И что в ней они скорее хотели поговорить о возможностях, которые несет в себе концепция «души».

Что может делать «душа»:

«Души — это естественный способ для художников переложить свою репутацию на свои работы», — замечают авторы. Художник может выпускать предназначенные для продажи NFT непосредственно из своей «души», и чем больше в ней будет «связанных душой» токенов, тем проще покупателю будет убедиться в подлинности «души» художника и его цифровых работ.

Художники могут выпускать и хранить в своем кошельке токены, напрямую подтверждающие их авторство (своего рода цифровую подпись) или принадлежность работы к какой-то отдельной коллекции. Такие же «подтверждающие» токены могут использоваться не только в сфере цифрового искусства, но и на любом рынке, который в значительной степени зависит от репутации и подлинности (аренда, услуги и так далее).

Экосистема SBT может создать более прозрачную и гибкую альтернативу кредитным системам, на основе которой можно улучшать алгоритмы кредитования и тем самым снизить непрозрачность централизованных скоринговых моделей, надеются авторы.
Система кредитных рейтингов в большинстве стран мира существует и сейчас: это может быть как кредитная история, доступ к которой имеют многие финансовые организации, так и кредитный рейтинг заемщика, рассчитываемый банком, в которой он обратился. У этой системы много недостатков, считают авторы: «В лучшем случае они непрозрачно перевешивают и недовешивают факторы, имеющие отношение к кредитоспособности, и предвзято относятся к тем, кто не накопил достаточного количества данных — в основном, к меньшинствам и бедным. В худшем случае — могут создать непрозрачные системы “социального кредитования”, как в «Черном зеркале»». 

Выданные человеку кредиты и кредитные линии могут быть представлены в «душе» как вид непередаваемых токенов и быть своего рода «репутационным залогом» — они будут оставаться там до тех пор, пока не будут погашены или заменены доказательством погашения.

Эта концепция пока не выглядит идеальной, к ней много вопросов, один из которых — заявленная ими ранее возможность, что «душ» у человека может быть много.

«Коммерческое кредитование представляет собой модель «одолжи-и-забудь» вплоть до погашения долга, а кредитование в сообществе может использовать подход «одолжи-и-помоги«», — пишут авторы.
Например, программист может пытаться собрать стартовый капитал внутри «программистского» сообщества, при этом его авторитетность, опыт и уровень связей будут подтверждать накопленные SBT.

Самоорганизация:

В криптоиндустрии есть понятие airdrops — бесплатной раздачи монет или токенов проекта с обязательным выполнением определенных условий по установленному алгоритму. Авторы статьи предлагают «радикальное улучшение» под названием «соулдропы» — та же раздача токенов, но с более тонкой и точной настройкой, основанная на анализе SBT и их сочетаний.

Некая организация, DAO, может прислать свои токены разработчикам нужной квалификации, в кошельках которых при этом есть подтверждение их участия в определенных конференциях. А некоммерческая организация, занимающаяся посадкой деревьев, может разослать токены управления тем «душам», в кошельках у которых есть одновременно токены экологических активностей, садоводства и секвестрации углерода, чтобы дать им больший вес при распределении ресурсов, пишут авторы.

Совокупность всех SBT может служить другим важным целям — восстановлению доступа к «душе» и ее защиты от похищения. 

Человек может потерять доступ к «душе» так же, как к любому криптокошельку. В Web3 не приняты методы «традиционного» веба (вроде централизованного восстановления пароля по почте или sms) и используются сложные способы обеспечения безопасности вроде мультиподписи или мнемоники. 

У нынешних методов есть «разные компромиссы в плане умственных затрат, простоты транзакций и безопасности», — замечают авторы статьи. Альтернативой может стать «социальное восстановление», опирающееся на доверительные отношения человека. 

В этом случае пользователь заранее выбирает «опекунов» (не знакомых друг с другом, в идеале — из очень разных социальных кругов), которые смогут ему вернуть доступ большинством голосов. Здесь тоже есть свои недостатки: «опекуны» могут умереть, прекратить общаться с вами или изменить изначальное хорошее мнение о вас. Однажды назначив «опекунов», вам придется непрерывно поддерживать отношения с ними.

С помощью SBT можно назначить «опекунами» учётной записи целые сообщества или организации, которые эмитировали привязанные к «душе» пользователя токены (компании, учебные заведения, клубы, церкви).

Они могут подтверждать восстановление доступа к «душе» квалифицированным большинством голосов.

К тому же, если обязательным условием передачи «души» сторонним лицам будет подтверждение сделки голосами одного или нескольких доверенных сообществ, это сможет предотвратить ее кражу злоумышленниками.

Зачем вообще нам «децентрализованное общество» DeSoc:

Главные задачи «децентрализованного общества» — соединить реальный и виртуальный миры, дать людям возможность через «души» строить богатые социальные и экономические отношения, договариваться о сотрудничестве, объединяться в сообщества, заниматься совместным трудом и творчеством, опираясь на инфраструктуру Web3

В более сложных формулировках авторы концепции определяют DeSoc как «совместно детерминированную социальность, в которой души и сообщества объединяются снизу вверх как возникающие атрибуты друг друга для производства разнообразных сетевых продуктов в разных масштабах».

Интернет-пространство — самый мощный двигатель экономического роста, но его слишком просто захватить и контролировать как частным компаниям, так и авторитарным правительствам, пишут в концепции. Нынешний «Web2 — это архитектура для непрозрачного авторитарного наблюдения и социального контроля», — замечают авторы. Web2 опосредует и монетизирует социальные связи с помощью непрозрачных алгоритмов, которые способны разделять, поляризовать и дезинформировать общество.

А DeSoc дает людям возможность выстраивать собственные отношения по принципу «равный с равным», рассматривая «души» в качестве агентов, а не в качестве привычных для Web2 объектов.

Слабые места:  

При этом, признают авторы, концепция DeSoc и ее технологии несут в себе не только возможности, но и опасности. Огонь может как обогревать, так и сжигать, телевидение — информировать и промывать мозги, автомобили — перевозить и загрязнять окружающую среду, вспоминают они. Так и SBT могут быть использованы как для развития связей и сотрудничества, так и для дискриминации социальных групп, выдачи хищнических кредитов, а также кибер- или физических атак. Идеальных решений этих вопросов пока нет. 

Другая ключевая проблема — конфиденциальность, до какой степени содержимое «душ» должно быть доступно всем. Например, большое количество общедоступных SBT в «душе» делают ее более заметной и привлекательной для сотрудничества и одновременно слишком уязвимой для стороннего контроля. Кроме того, «души» могут намеренно искажать информацию о себе и создаваемых с их помощью сообществах, в том числе используя скрытую координацию.

«DeSoc не обязан быть совершенным, чтобы пройти тест на антиутопичность», — считают авторы. Ему просто нужно быть лучше имеющихся альтернатив.

«Web2 детерминирован авторитаризмом, ускоряющим возможности наблюдения сверху вниз и манипулирования поведением, сегодняшний DeFi номинально является анархо-капиталистическим, но уже попадает под сетевой эффект и монопольное давление, что в среднесрочной перспективе грозит ему стать в той же степени авторитарным», — пишут авторы.
Полный текст манифеста ТУТ

Не автор, а обозреватель с VC.

Continue Reading
Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

behaviorismication

Адекватность или цепная реакция.. ?

Published

on

By

Сабуров отменен

ВОТ ТУТ ОДИН ВОПРОС, А НЕ ПРОЩЕ БЫЛО БЫ ПРОСТО НЕ ИДТИ НА ЕГО КОНЦЕРТ ИЛИ НЕ ОРГАНИЗОВЫВАТЬ ВООБЩЕ?

9 апреля во время своего тура по США Сабуров выступал в Лос-Анджелесе. На концерте его спросили из зрительного зала: «Дети умирают в Украине. Что ты [молчишь]?» Сабуров ответил, что «искренне соболезнует»: «Да, я гнида. Во мне масса минусов. Но я не дебил. Когда я вижу эти кадры, я не думаю, что так и надо. Ты кого из меня делаешь?»

На этом же концерте состоялся еще один диалог со зрителем. На этот раз Сабурова напрямую спросили, почему он «проглотил язык»: «Если ты зассал, так и скажи». На что комик ответил: «Да, братан. У меня есть семья. Вы должны понять, что у меня тоже есть свои страхи. <…> Тебе никто не обязан». В ответ посетитель концерта, снимавший диалог на видео, назвал комика «слугой страха» и вышел из зала.

На следующем выступлении — 12 апреля в Сиэтле — Сабурову крикнули из зала, что здесь будет «как в ЛА», «потому что на таких ссыкунах, как ты, держится режим Кремля». А выступление 13 апреля в Сан-Франциско прервала украинская художница Юлия Косивчук. Она вышла на сцену в длинном белом платье с красными пятнами, имитирующими кровь, и выкрикнула «Silence is crime» («Молчание — преступление»).

Пока охрана уводила девушку со сцены, комик пошутил: «Это что, месячные?» На видео с выступления Сабурова видно, как художница, сопротивляясь, покинула зал под смех зрителей.

После этих событий Сабурова раскритиковали в соцсетях. Среди прочих высказался украинский музыкант Потап (Алексей Потапенко), назвав комика «трусом» и «прислугой». А журналистка Ксения Собчак написала: «Легко быть крутым, когда чморишь впятером [Настю] Ивлееву» (имея в виду шоу «Что было дальше?», в котором комики высмеивают звезд).

Вот только впереди у комика запланированы еще несколько городов — Нью-Йорк, Чикаго и Майами. Возможно, весь тур юмориста теперь пройдет под огнем критики возмущенных зрителей, которые придут на концерт лишь для того, чтобы спровоцировать Нурлана.

В Майами 14 апреля охранники тщательно досматривали зрителей, пришедших на концерт комика Нурлана Сабурова. У них просматривали телефоны и записи в соцсетях. В итоге на концерт не были допущены около 150 человек, которые демонстрировали антивоенную позицию в связи с российским вторжением в Украину, написал активист Дэниел Тонкопи. По его словам, на концерт «не пускали целыми семьями».

В Чикаго концерт Сабурова перенесли с 16 апреля на неопределенный срок после обращения представителей украинской диаспоры, сообщили в пресс-службе концертной площадки North Shore Center. В частности, отмены концерта требовал генеральный консул Украины в Чикаго Сергей Коледов.

Поводом для обращения стала реакция комика на украинскую художницу Юлию Косивчук, которая на одном из его концертов выбежала на сцену в платье, испачканном красной краской. «Простите, это месячные? Что происходит? Зря я, конечно, жену позвал», — пошутил Сабуров, когда Косивчук уводила охрана.

Не Автор

Continue Reading
Advertisement

Trending

👄🐭💬 About MIM + Про MIM

Join MIM or Collab MIM

Copyright 2021 Mouse In The Mouse aka MIM ©