Hate

Защищено: Cвой среди чужих — чужой среди своих

Published

on

Личная ответственность при диктатуре. Семь практических советов по мотивам одноименного текста Ханны Арендт, работ Николая Эппле и других иследователей «неудобного прошлого».

Ханна Арендт утверждает, что»с точки зрения морали чувствовать вину, не совершив ничего конкретного, столь же неправильно, как и не чувствовать вины за действительно содеянное», приводя свою аргументацию к классической формуле — когда виноваты все, не виноват никто.

В ситуации, когда имена виновных известны, а их деяния широко освещены, важно осуществить переход от парализующего, деморализующего чувства вины к мобилизируюшей внутренние ресурсы личной ответственности за то, xn,s преступления, совершенные от вашего имени, не остались безнаказанными и никогда не повторились в будущем.

Определитесь с ценностями:

В одном из интервью Хаяо Миядзаки рассказывает, как он часто спорил со своим отцом, пытаясь сделать все возможное для того, чтобы тот признал ответственность японцев за военные преступления Второй мировой.

При этом сам аниматор родился аккурат в 1941 году и , конечно, никакой вины за произошедшее нести не мог, просто не хотел жить во лжи: «мы лгали до сих пор, а значит, должны были продолжать лгать».

Честный диалог с собой не только позволит разобраться с тем, что для вас важно, но и поможет обозначить будущую зону ответственности.

Откажитесь от роли жертвы:

Любые репрессии нацелены на подавление воли и превращение субьекта (личность) в обьект — забитого, зависимого и пассивного наблюдателя.

Даже если вы уже 14 раз провалились как нация, помните, что жалость к себе токсична и является инструментом снятия ответственности («ничего не поделать»): «Культивирование образа жертвы не позволяет модернизировать общество — поставить ответственную, самостоятельную личность в центр горизонтальных общественных связей, которые, собственно, и формируют гражданское общество» (Н.Эппле «Неудобное прошлое».)

Помните, что подыгрывая режиму, вы укрепляете его систему изнутри:

И опять слово Николаю Эппле: «государство, репрессивные органы которого лишены идеологических мотивов и веры в правоту своего дела, а движимы только жадностью и страхом, играет в сильную руку, а граждане с готовностью играют в жизнь при сильной руке».

Вернемся к Ханне Арендт: «{В Талмуде} сказано: если тебя попросят пожертвовать одним человеком ради безопасности всей общины, не отдавай его; если изнасилование одной женщины спасет остальных женщин, не дай ее изнасиловать. <…> те, кто выбирают меньшее зло, очень быстро забывают, что они выбрали зло«.

Не молчите и старайтесь называть вещи своими именами:

Можно считать это обязательным условием на мног олет вперед — история знает немало примеров полного морального поражения как итога «политики замалчивания» в отношении не только происходивших, так и завершившихся репрессий.

Пример — конец режима в Испании и «пакт амнезии», обрушивший рейтинги социалистов: «Сделавшись соучастниками замалчивания убийств и репрессий мирных граждан в годы гражданской войны и диктатуры, левые утратили свое реноме и предназначение — роль партий народног осопротивления». (Л.Реншоу «Правда вскрывается»)

Разговаривайте с другими и пытайтесь сохранить связи:

«ЕДинодушие через разговор друг с другом и понимание ведут к прочному обьединению, пишет немецкий философ Карл Ясперс в своей работе «Вопрос о виноватости».

Одна из основных целей всех авторитарных режимов — тотальная атомизация общества и разрыв горизонтальных связей.

Если сейчас разговоры, например, с отравленными пропагандой близкими даются непросто, возьмите паузу и переключитесь на «сомневающихся» — есть шанс, что вы потратите гораздо меньше ресурса с гораздо большей пользой.

Избегайте удобной дистанции:

«Нето двух Германий, доброй и злой, есть одна-единственная, лучшие свойства которой под влиянием дьявольской хитрости превратились в олицетворение зла. Злая Германия — это и есть добрая, пошедшая по ложному пути, попавшая в беду, погрязшая в ее преступлениях и теперь стоящая перед катастрофой. Вот почему для человека родившегося немцем, невозможно начисто отречься от злой Германии. <…> и заявить: «Я — добрая, бо=лагородная, справледливая Германия; смотрите, на мне белоснежное платье. А злую я отдаю вам на растерзание». (Т.Манн «Германия и немцы»).

Не Автор, а от «HMOT.CLUB«.

Click to comment

Trending

Exit mobile version