Author of your ideas was here

Авторский онанизм

Published

on

СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ. В  теории познания субъект — это  источник познавательной  активности, объект — это то, на что  направлена познавательная  активность субъекта. Без субъекта нет и объекта. Так, до открытия  электрона в конце XIX столетия он не являлся объектом познавательной деятельности, хотя, конечно, он существовал вне сознания всегда. Иначе говоря, «объект» и  «объективная реальность» —  отличающиеся друг от друга понятия. Для одного человека объектом может становиться сознание другого  человека, хотя оно и оказывается не материально-вещественным по своей сути, а психическим. Л.Фейербах отмечал: для себя «Я» — субъект, а для других — объект; словом, «Я» являюсь субъектом и объектом. Но не только в этом плане «Я»  оказывается объектом. В условиях, когда мои ощущения, мои эмоции или практические действия  становятся объектом моего же мышления, они и будут в данном случае  подлинными «объектами». Мое  сознание, становясь предметом моих же размышлений, оказывается тоже (в конкретных пределах)  объектом для меня; (в данном  отношении мы будем иметь дело с  самосознанием). Таким образом, мы видим, что в качестве субъекта выступают не только индивид, но и некоторые мыслительные активности,  находящиеся внутри его же сознания. Субъектом могут выступать также сверх (или над) индивидуальные  образования: социальная группа, класс, общество, нация, научная школа и т. п. На уровнях понятия субъекта, выходящих за уровень  индивида, в него (в «субъект»)  включаются, помимо индивидов, также приборы и методы, посредством  которых происходит познание (сами же по себе они субъектами не  являются). Понятия «субъект» и  «объект» соотносительны; одно без  другого невозможно; нет не только субъекта без объекта, но и объекта без субъекта. В некоторых  идеалистических концепциях, например, в философии Р. Авенариуса, имеет место подстановка понятий —  вместо «субъекта» ставится «сознание», а вместо «объекта» — «материя»; в результате получалась  идеалистически трактуемая принципиальная  координация, главным звеном которой становится утверждение: «без  сознания нет материи». В  современной философии все большее  значение для понимания  субъективно-объективных взаимодействий приобретает анализ условий этого взаимодействия.

Не Автор

Click to comment

Trending

Exit mobile version